12 мм детства.

12 мм детства.

Наверное не очень уместно на страницах данного сообщества затрагивать тему железных дорог безотносительно автотранспорта, но определённый интерес, вызванный постом Ностальжи... в какой-то степени извиняет автора этих строк.

Случилось мне родиться в Москве, столице СССР. Этот город и сейчас притягивает к себе народонаселение со всего света, а в то время! Москвич - это и золотая ложка во рту, и счастливый билет, и зависть, и ненависть. Справедливости ради надо сказать, что для ребёнка в столице действительно было всё: атракционы, спортивные секции, различные кружки, кино, экскурсии... Апофеозом же заботы о ребёнке в стране победившего социализма был конечно "Детский мир" - 4 этажа детского счастья! Вот и моя железнодорожная история началась в стенах этого универмага.

Железная дорога производства братской ГДР не была чем-то особенным или эксклюзивным. Многие родители покупали своим детям базовые наборы за 10 или 12 рублей (точно уже не помню). Подарок быстро приходил в негодность, - не по причине плохого качества, а по причине крайнего любопытства счастливого обладателя, - и перехода от игрушки к хобби не происходило. Хотя были и исключения.

В страну из ГДР поставлялись три типоразмера железных дорог: HO (масштаб 1:87, ширина колеи 16,5 мм), TT (масштаб 1:120, ширина колеи 12 мм), N (масштаб 1:160, ширина колеи 9 мм). У нас их было принято называть по ширине колеи - шестнадцати миллиметровка, двенадцати, девяти.

В один из счастливых дней я тоже получил базовый набор, включавший в себя маленький паровоз, два пассажирских вагона, рельсы и блок питания. Точно такой, как на фото 2 слева.

1. В коробке был буклет, который каким-то невероятным образом дожил до наших дней, когда от самого набора давно ничего не осталось.

2. Будучи прогрессивным ребёнком, восхищался электровозами, но не долго расстраивался, что мне достался набор с паровозом.

3. Далее в буклете шли варианты развития домашней железнодорожной сети:

4. Варианты подвижного состава. Некоторые наиболее сложные модели паровозов приводили в восхищение! Впрочем, как и цена на них, которая могла достигать 30-35 рублей, что составляло треть зарплаты молодого инженера. Но средние цены на локомотивы колебались от 7.5 до 15 рублей.

5. Апогеем же иступления совесткого гражданина была последняя страница буклета!

Почему случилось так, что в СССР из трёх масштабов прижилась именно 12-миллиметровка - могу только предполагать. Во-первых, она была менее громоздкой своего старшего собрата, что в советских малогабаритных условиях было немаловажным фактором для родителей. Во-вторых, дешевле и это при том, что качество моделей было потрясающе высоким. В-третьих, шире ассортиментом. Значительно позже я слышал версию, что в Союз везли TT, поскольку эта система не популярна на Западе, куда ГДР экспортировала все свои вкусности системы HO. 9-миллиметровка была совсем маленькой и серьёзно не воспринималась. И завозили её к нам плохо. Как бы там не было, но переход на 12 мм был преодопределён. И он произошёл через какое-то время. Как мне удалось переубедить родителей - уже и не помню. Возможно, вопрос цены был решающим.

На фото ниже самые первые вагоны, которые были мне подарены после перехода на 12 мм.

6. Надо отметить, что немецкие друзья производили очень широкий ассортимент как самого подвижного состава, так и его принадлежности. Эта цистерна BP имеет принадлежность к австрийской ÖBB.

7. Платформа с итальянкими контейнерами CTI.

8. Французская SNCF.

9. Чешский рефрижератор с хорошо знакомой маркой.

10. Две механические стрелки (левая и правая) и несколько рельсовых полотен - первое путевое хозяйство в типоразмере TT.

Действительно странно, что всё это до сих пор живо! Сколько всего переменилось за это время - одних только переездов пять-шесть было, а эти вещицы, - довольно хрупкие, надо заметить, - сохранились. Судьба.

P.S. В прошлой теме просили рассказать про мекку всех ж/д-поклонников - магазин "Лейпциг". Что про него можно рассказать? "Лепциг", сука, был далеко! Был период, когда на окраинах Москвы активно начали строить жилые районы (теперь их называют спальными). Так появились Медведково, Тёплый стан, Орехово-Борисово, Строгино и т.д. В целях обеспечения этих удалённых от центра районов торговой инфраструктурой строились крупные универмаги (торговые центры), которые назывались именами городов стран СЭВ и в которых продавались товары соответствующих стран. Так появились магазины "Белград", "София", "Ядран", "Лепциг" и т.д. Всё это были филиалы ГУМа.

По понятным причинам, нас интересовал "Лепциг", который находился в районе Тёплый стан, куда метро в то время проведено ещё не было. Поэтому от метро "Беляево" приходилось катить автобусом к самому МКАДу, на который "Лепциг" и был развёрнут главным фасадом. Понятно, что молодым оленям - с горящими глазами, да ещё с пятёркой в кармане - 30 миль не крюк! Поскольку в "Лепциг" ехать приходилось через центр, то мы с другом сначала посещали ДМ, а потом катили на окраину. Но главной достопримечательностью "Лепцига" был вовсе не ассортимент продукции по нужной тематике - в ДМ с этим тоже было всё в порядке; а огромный макет напротив прилавка отдела, торговавшего железной дорогой. О, это было нечто! Это был алтарь! Нет, это было языческое капище, над которым роились железнодорожные дУхи! Зачастую люди приезжали посмотреть только на это. А иногда его запускали! Это если приходила какая-нибудь группа школьников с экскурсией. Вот что такое был тогда "Лепциг"!

Надеюсь я не очень утомил читателей своими воспоминаниями. В них нет никакого ностальгического подтекста, а уж тем более скупых слёз. Моё детство и отрочество были по-настоящему счастливыми! Так что ж по ним горевать? :)

Спасибо за внимание.

Товары:
+19
01:37
А где же машинки? ))))))))

Вообще я даже рад что в свое время эта тема прошла мимо меня (хотя у меня была какая-то дорога, причем, кажется, вполне советского производства и поезд был заводной). Ибо сейчас, при огромном выборе моделек всего на свете, ЖД-хобби было бы куда затратнее машинок )
02:12
Иногда приходят похожие мысли. К тому же, единственный среди моих школьных друзей обладатель гэдээровской железной дороги поступил в итоге в МИИТ ) Вишь, как судьбы ломало )))
17:48
Спасибо!
Очень порадовал буклет, вспомнил детство. А ещё у коробки была прикольная пластиковая крышка корытом, которая хорошо скользила по ковру.
Буклет от H0 — то есть 16 мм полотно.
Я с родителями выбрал именно 16 мм — потому что в 12 мм можно было положить совсем мало «груза». О переходе на 12 мм по этой причине и мыслей не было. Недостатка вагонов как-то не заметил, с десяток набралось и пара локомотивов — паровоз и электровоз.
И платформа с бочкой и платформа с «брусом» вспоминается. Удивительно — руки помнят их вес. «Бюджетные» пассажирские вагоны с пластмассовыми осями из первого набора слабо смотрелись в сравнении с грузовым вагоном с металической осью.
Буржуи теперь сменили тип стыковки рельсов, но в заботе о потребителях выпускают переходники со старой конструкции на новую.
А вокзалы и сооружения продавались в разобранном виде и их нужно было склеивать. Кусочек заграницы в доме :)
17:51
Постройки — да! Отдельная тема. Тоже очень любил собирать. Покупал всё подряд, не взирая на масштаб. Наверное уже тогда тяготел к архитектуре. smile До нашего времени ничего не дожило…

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 9 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 9 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 9 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 9 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))