Почему «отрицательная мотивация» — это очень плохо

Почему «отрицательная мотивация» — это очень плохо

… и как правильно мотивировать школьника

Школьникам часто приходится делать то, что не хочется, а учителям — заставлять их это делать. Самый популярный способ заставить нерадивого ученика сделать что-то против воли — отрицательная мотивация. София Лазарева рассказывает, что это такое, чем вредно и как мотивировать правильно.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Отрицательная мотивация — это мотивация страхом или угрозами. К примеру:

«Не напишешь завтра контрольную — пять двоек поставлю»

«Не пройдёшь практику в школе — до занятий не допустят»

«Не сдашь ЕГЭ — двери „Ашана“ для тебя открыты!»

В школе подобным образом мотивируют часто. Как заставить класс из тридцати человек делать то, что нужно? Проще всего пригрозить. Отрицательная мотивация действует, если нужно выполнить задачу в короткий срок. Страх заставляет работать быстро и не отклоняться от инструкций. Но всё время отрицательную мотивацию применять нельзя.

Почему отрицательную мотивацию нельзя использовать постоянно

Отрицательная мотивация не формирует чёткий образ цели. Вместо этого она обращает внимание на наказание. Возникает закономерный вопрос: а дальше-то что? Зачем я стараюсь? Напишу контрольную, а дальше что? Практику в школе пройду, а дальше что? Сдам ЕГЭ, а дальше что? Пойду работать не в «Ашан», а в «Ленту»?

Отрицательная мотивация убивает инициативу. За 11 лет я научилась бояться ошибок. Отступления от плана вызывают панику: а что, если я всё сделаю неправильно? Всё удовольствие от учёбы исчезает из-за постоянного страха наказания. В итоге вчерашний школьник может только исполнять. Боязнь сделать ошибку мешает действовать самостоятельно.

Как мотивировать правильно

Как говорят математики, необходимо переформулировать условие задачи. Чтобы мотивировать правильно, нужно:

1. сказать, что нужно делать;

2. объяснить, почему это нужно делать;

3. поставить цель.

Вместо «Не напишешь завтра контрольную — пять двоек поставлю» можно сказать: «Подготовься к завтрашней контрольной. Напишешь на четыре или пять — спорная оценка в полугодии решится в твою пользу». Фразу «Не пройдёшь практику в школе — до занятий не допустят» замените на: «Пройди практику, чтобы у тебя не возникло проблем с администрацией школы в новом учебном году. После этого тебя освободят от уборки кабинетов в конце четверти». Не говорите: «Не сдашь ЕГЭ — двери „Ашана“ для тебя открыты». Скажите лучше: «Готовься к ЕГЭ весь этот год. Наберёшь 270 баллов за три экзамена — поступишь на факультет мечты».

Посыл тот же: мотивация писать контрольную, проходить практику и готовиться к ЕГЭ. Но теперь ученик прилагает усилия для того, чтобы достичь цели, а не для того, чтобы избежать наказания.

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

7 причин смастерить с ребёнком бобра из меха папиной куртки

6 принципов «пиратской» системы преподавания Дэйва Берджеса

10 сайтов, которые помогут выучить английский

Товары:
+21
00:47
Почему мои учителя и родители этого не знали…
01:05
Дремучие старики, че.

вся россия вместе с русским языком держится именно на отрицании

бытие определяет

Нет, это не так
01:13
Угу. Только вполне можно получить ответ типа «Нет у меня факультета мечты, двоек я не боюсь, и вообще — мне учиться не нужно, потому что я не хочу». В XIX веке с его колоссальным прогрессом в науке за плохие оценки просто драли розгами (и в просвещённой Европе тоже). Только говорили тогда не про «Ашан», которого ещё не было, а «Водовозом будешь, скотина!».
Я ни в коем случае не сторонник насилия, но как примирить нежелание учиться и «мягкие» методы — не знаю.
01:43
Н а самом деле, ещё очень важно вдохновлять, формировать привлекательный образ не только результата какой-то работы, но и процесса. Положительная мотивация — это поощрять, хвалить, восхищаться и делиться своим энтузиазмом. Если зажечь огонь, он будет гореть, а кнут и пряник — слишком примитивно для мыслящего существа.
01:58
Ашан, ЕГЭ — это не мотивация, а аргументация. Которая способна мотивировать только того, у кого уже есть цель. Если цели нет, или она другая… Я на праздники пообщалась с ребёнком своих знакомых.
— Почему, — говорю, — физику не учишь, ГИА же на носу.
— А на куя мне эта физика, я стану певцом или телеведущим, короче, звездой. А для этого учиться не нужно.
Мамаша прыгала вокруг и крыла училку. А училка и правда не умна, со своей тупой принципиальностью. Не соображает, что этот ребёнок работать всё равно никогда не будет, а не натянет нормальную отметку — прилетит училке, да всему СОШ, ат департамента. Интересно, что ведь и на училку отрицательное мотивирование в данном случае не действует)))
02:29
Вопрос целей. Если у учащегося и у учителя цели есть и эти цели одинаковые — мотивация действует. А цели формирует идеология общества. Общепринятая. Если в обществе культ богатства — цели одни. Если культ патриотизма — цели другие. А если единой идеологии нет — какие цели можно поставить? А вот страх штука универсальная. УУД, однако…

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 6 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 6 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 6 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 6 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))