Адаптация к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Про школу - посты Адаптация к школе глазами мамы, Перед школой

Начало детсадовской жизни – это всегда большой стресс: и для малыша, и для его родителей. Ребенку нужно привыкнуть к новому режиму дня, новой обстановке, к тому, что рядом нет близких, а вокруг все время люди – маленькие, своенравные, шумные, такие же, как он, и большие – чужие, незнакомые, требующие. Родители тоже в напряжении и тревоге, им в свою очередь также нужна поддержка, уверенность, что они сделали правильный выбор, что они справятся и смогут помочь своему ребенку.

В вопросах адаптации к саду все просто и непросто одновременно: с одной стороны, есть выверенные и вполне эффективные рекомендации, с другой – совсем необязательно, что они «сработают» в случае с вашим малышом. Поэтому: смотрите на своего ребенка, на его особенности, реакции и состояния, не проецируйте на него свой (возможно, печальный) опыт, будьте гибкой и доверяйте себе как маме.

Итак -

1. В идеале сначала лучше приводить малыша в сад на несколько (2-3) часов с утра. Потом – до обеда. Затем оставляйте на тихий час. Наконец – до вечерней прогулки. Период адаптации трехлетнего ребенка длится 2-3 месяца. Поговорите с воспитателями и нянечкой о его основных особенностях (громкий - тихий, открытый – застенчивый, шустрый – медлительный), и какой к нему нужен подход. Обязательно – о здоровье, привычках (что любит / не любит, во что обычно играет). Еда и сон - моменты максимального давления на детей, поэтому, можно, например, обговорить, чтобы малыша не заставляли есть, если он не хочет. Или, наоборот, чтобы следили, чтобы он ел (но без фанатизма).

2. Собираясь утром с ребенком в сад, по дороге и уже внутри, ведите себя спокойно, без суеты, доброжелательно и уверенно (это не всегда достижимо, увы, но очень важно на самом деле) – малыш «подпитается» вашим состоянием, и ему будет легче. Дети воспринимают жизненные ситуации через эмоции взрослых и оценивают их соответственно. Если только создавать видимость спокойствия, а внутри мучиться от сомнений и неуверенности, ребенок это быстро «считает» (поскольку эмоциональная связь с мамой очень сильная) и тоже будет нервничать и сильно расстраиваться. Выход: быть с ребенком в его возможном беспокойстве, не стыдя и не отрицая его переживаний, выдерживать, «контейнировать» его тревогу, давать поддержку, быть опорой, транслировать убежденность, что все преодолимо.

3. Помогите познакомиться с детишками из группы (подведите к кому-нибудь, спросите, как того зовут, во что он любит играть, попросите своего ребенка что-то сказать о себе).

4. Дайте с собой любимую игрушку (детский журнал) и/или «кусочек себя» (маленькое фото, платочек, старый кошелек). Не бойтесь, что игрушку у ребенка отнимут: можно попросить воспитательницу (и няню) проследить за этим.

5. Если плачет при расставании. Как правило (но бывают и исключения), первое время срабатывает эффект новизны, и ребенку в саду нравится (новая обстановка, игрушки). Слезы, когда их уже не ждут, начинаются потом – через неделю или две. Не бойтесь их (плач избавляет нервную систему от перенапряжения), это нормальная реакция маленького человека, который расстается с тем, кого он любит больше всех на свете. Не запрещайте ему плакать, тем более – не стыдите его. Обычная рекомендация в таких случаях – НЕ затягивать расставание. Скажите, что понимаете/видите, как ему грустно (отражение эмоций), что сильно любите и обязательно за ним придете (честно уточните – когда), переключаете на что-то («иди быстрей к окошку, помаши оттуда мне ручкой») и ТУТ ЖЕ, не оборачиваясь, уходите. Если быстро расставаться не получается, задействуйте папу (бабушку) – пусть некоторое время в садик поводит тот, кого ребенок легче отпускает от себя.

Потом спросите у воспитательницы, как ваш малыш вел себя после маминого ухода: если тут же успокоился и, как ни в чем не бывало, стал играть – не переживайте. Если все время не находил себе места, не играл или играл в одиночестве, стоял у окна и грустил, примите меры: больше обнимайте, целуйте, рассказывайте, что вы делали, пока малыш в саду, акцентируйте внимание на интересных занятиях в садике и всегда забирайте его тогда, когда обещали. Дома играйте в игры на детсадовскую тему (вот овечка привела своего ягненка в садик, а сама пошла лечить других животных, а потом закончила работу и забрала сыночка из садика). Здесь очень важно понять, что конкретно беспокоит малыша (другие дети, незнакомая обстановка, страх, что мама не заберет его). А разобравшись – нивелируйте его опасения, но при этом НЕ перечеркивайте эмоции («я понимаю, что тебе страшно, но я за тобой приду, что бы ни случилось, я обязательно за тобой приду», «я знаю, что первое время в садике не очень уютно, но потом, вот увидишь, вы все подружитесь, научитесь вместе играть»). На ночь (если малыш не перевозбужден событиями уходящего дня, иначе совсем перегруз получится) можно рассказывать истории про детский сад – как детишки придумали, во что вместе поиграть, как один мальчик случайно облился водой и не знал, что делать, как одна девочка забыла, где ее шкафчик, но друзья помогли ей его найти и т.д.

6. Забирая, смотрите, как ведет себя малыш – радуется и бежит со всеми прощаться, торопится уйти, плачет или хочет остаться. Его поведение скажет вам, насколько ему было комфортно. По секрету скажу, что самый лучший вариант – первый (радуется и бежит со всеми прощаться – но это как раз показатель успешной адаптации, а до нее еще надо дожить)).

7. Интересуйтесь, как прошло время в саду: с кем подружился, что делали, куда ходили (можно то же самое спрашивать про игрушку, которую малыш берет с собой в сад, про нее он расскажет охотнее, более того – он расскажет, как она себя чувствует, что ей нравится, а что нет). Расскажите про свой день – что вы делали, что успели. Скажите, что вы оба молодцы.

8. После садика малыш физически и эмоционально вымотан, поэтому обнимайте, целуйте, гладьте, дарите свое тепло, ласку, рассказывайте легкие сказочные истории, подзаряжайте своей любовью, своим спокойствием, уверенностью, что все хорошо (и что детский сад для него – это хорошо), вы рядом, он может на вас внутренне опереться, вы его всегда поддержите, приободрите, поможете с тем, с чем он пока не справляется, и никому не дадите в обиду. Отмечайте его успехи, его достижения. Не перегружайте и так находящуюся на пределе нервную систему - ограничивайте просмотр телевизора, игры в гаджеты, лучше пока не ходите в людные места.

9. Плотно и вкусно кормите ужином (в саду еда слишком диетическая).

10. Следите за аппетитом, сном, поведением после сада (первое время тревожащие изменения – снижение аппетита, снижение активности или наоборот возбужденность, расторможенность – считаются нормальными, но они должны исчезнуть в течение 2-3 месяцев). При первых признаках возможного заболевания найдите возможность оставить малыша дома. Вернуться в сад он должен выздоровевшим – ослабленный организм не может успешно адаптироваться к переменам в жизни.

11. Не обсуждайте и тем более не критикуйте воспитателей при ребенке (он им непременно об этом доложит, к тому же он должен быть уверен, что его окружают хорошие люди, заслуживающие уважения, которым можно доверять, к которым всегда можно обратиться за помощью). Не пугайте его детским садом («в саду-то тебя быстро к порядку приучат») – это место для него должно быть безопасным.

Ирина Чеснова, психолог,

автор книг для родителей

Отрывок из книги "Я стала мамой"

irina-chesnova.ru

Товары:
+21
00:39
00:55
Очень своевременная статья :)
Мы как раз пошли в садик.
Класс!
Ну и как, полет нормальный? )
01:31
Нормально. Правда заболели. Валяемся дома пока.
01:41
Пользователь lapa_tata сослался на вашу запись в своей записи «Адаптация к детскому саду» в контексте: [...] Оригинал взят у в Адаптация к детскому саду [...]
02:16
Пользователь chudo_v_ladoni сослался на вашу запись в своей записи «Адаптация к детскому саду» в контексте: [...] Оригинал взят у в Адаптация к детскому саду [...]
Кое-какие зерна извлекла, спасибо.
слёзы — «это нормальная реакция маленького человека, который расстается с тем, кого он любит больше всех на свете». Вспоминаю какой трагедией для меня самой был садик. Вот именно это я и чувствовала. Меня в 1,7 отдали. Не отдам сына туда до 5-6 лет точно!
02:32
Спасибо! Полезная статья.
Нам тоже скоро предстоит идти в сад.
17:49
Ваще они зло, эти детские сАДы. Нет, конечно, у некоторых, самых несчастных людей нет ни дедушек ни бабушек, ни кого бы-то ни было из дальних или близких родственников. Таким да, приходится отправлять детей в детский сАД. Но у большинства -то есть кому присмотреть…
Что-то уже знал. И все равно открыл много нового. Спасибо за статью!

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 6 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 6 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 6 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 6 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))