Детское творчество: как развивается ребёнок?

Детское творчество: как развивается ребёнок?

Детское творчество — уникальное явление, позволяющее ребенку выражать основные потребности развивающегося мозга, эффективно познавать окружающий мир и проявлять свою индивидуальность.

По мнению известного отечественного психолога Л.С. Выготского в каждый возрастной период творческое воображение проявляется особенным образом, свойственным именно той ступени развития, на которой находится ребенок. Рассмотрим, что происходит на каждом возрастном этапе и как меняется «ведущий тип» творчества.

В первые годы жизни (до 2-3 лет) у детей начинает активно развиваться моторное, двигательное творчество: это танцы, движения под музыку, придумывание и апробация новых движений. Дети ползают, ходят, бегают, танцуют и «кривляются», прыгают и катаются по полу — то есть делают все то, что еще недавно было им недоступно, а теперь им хочется попробовать и насладиться новыми умениями. Как и все остальные виды детского творчества, оно возникает не «на пустом месте»: в его основе — потребность в развитии моторной области коры головного мозга, которая является ведущей для первой ступени интеллекта, называемой в психологии «сенсомоторным интеллектом». Именно в это время закладывается основа для дальнейшего активного освоения речи, а позже — письма. Кроме того, регуляция движений собственного тела, умение ускоряться и тормозить в зависимости от внешних стимулов (например, ритма музыки) напрямую связаны с умением контролировать и свое эмоциональное состояние, поведение. Поэтому так важно дать ребенку в этом возрасте набегаться и накувыркаться, поощряя его стремление к танцу — ведь это необходимые условия для полноценного развития.

Постепенно к двигательному творчеству присоединяется и становится всё более доминирующим художественное творчество: с трех лет активно возрастает интерес детей к рисованию. Именно эта форма деятельности теперь позволяет наиболее легко и полно выразить то, что так актуально для ребенка: видение окружающего мира и свое понимание его. В основе детских рисунков — яркие впечатления. С течением времени они переходят от «пробы пера», когда им интересен сам процесс возникновения цветной линии, следующей за карандашом, к сюжетным картинкам. Изображая себя, свою семью, домашнее животное или трамвай, увиденный на улице, ребенок запечатлевает на бумаге свой образ мира и те его признаки, которые значимы для него. Если кошка царапается — он нарисует ей когти, но может забыть про усы: они еще не входят в его образ кошки, ведь он не взаимодействует с ними (в отличие от когтей!). Другой пример: изображая человека, младшие дошкольники часто рисуют так называемых «головоногов»: схему человека, состоящую из ног и головы, без туловища. Психолог К. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил у ребенка: «Как, у твоего человека только голова и ноги?» — «Конечно», — ответил ребенок — «этого хватит, чтобы видеть и ходить гулять». Чем старше становится ребенок, тем из большего количества признаков он составляет свои представления о предметах и явлениях, и значит, тем подробнее становятся рисунки. Так развивается способность выделять значимое и второстепенное в явлениях окружающего мира, представлять цельный образ, тренируется мелкая моторика рук, которая скоро понадобится в школе, пространственное мышление, зрительная ориентировка в пространстве. Рисунок — это ведущий способ рассказа о предмете, о своем знании, пока еще более близкий ребенку, чем устное, или тем более письменное, изложение своих мыслей. И это самый доступный и любимый детьми способ самовыражения в период от 3-х до 8-ми лет (в среднем).

Действительно, пика своего развития рисование как типичная форма детского творчества достигает примерно в 7-8 лет, затем любовь и интерес к нему у детей начинает ослабевать. Самостоятельная тяга к рисунку пропадает у большинства ребят, сохраняется же только у художественно одаренных детей и тех, кого стимулируют рисовать целенаправленно: учеников художественных школ, классов и т.п. Однако для среднего и старшего школьного возраста (10-17 лет) самым характерным из всех видов творчества является литературное, или словесное. Оно становится особенно значимым в период полового созревания у подростка. В этом возрасте внутри каждого открывается целый мир внутренних переживаний и побуждений. Усложняются отношения с окружающими, более глубоко осмысливаются впечатления из внешнего мира. Значительно повышается эмоциональность, подросток становится легко возбудимым, резко реагирует даже на слабые воздействия (прикосновения, замечания). Но все такой же актуальной остается потребность выразить свое видение окружающего мира и свое отношение к нему. Поэтому дети переходят от рисунков к словесному творчеству, позволяющему более точно передавать сложные душевные переживания, неоднозначные события и непростые межличностные отношения, которые становятся очень важными для подростков. Они пишут рассказы, романы, сочиняют стихи; многие начинают вести личные дневники. Все это — способ выразить бурю чувств, «разложить по полочкам» свои эмоции, разобраться в себе, отреагировать то, о чем невозможно бывает сказать вслух.

Ближе к старшему школьному возрасту актуальным становится театральное творчество — растет тяга к постановкам, к разыгрыванию ролей, перевоплощению в «другого». Такая форма дает ребятам возможность, во-первых, вникнуть в нюансы человеческих отношений, а во-вторых, ощутить себя кем-то еще, прожить не только свою жизнь, но и — хоть на час — побывать на месте другого человека. Это отвечает запросу подростков на поиск себя и своего места в мире. В-третьих, театр — возможность проявить себя во всех видах творчества: рисование декораций, создание костюмов, написание сценария, актерство, движение... В результате — снятие напряжения, получение позитивных эмоций, возможность проявить себя как индивидуальность, выплеск и переживание всего спектра эмоций.

Товары:
0
12:27
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 10 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 10 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 10 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 10 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))