Сколько стоит время, которое мы НЕ провели со своими детьми?

Сколько стоит время, которое мы НЕ провели со своими детьми?

Мы делаем все, чтобы заработать денег им на лучшие игрушки, одежду и питание, ...потом стремимся дать лучшее образование.. Все это требует много времени и сил, и это то время, когда ВЫ НЕ ВМЕСТЕ.

Когда мы малы, мы торопим время, чтобы быстрее стать взрослыми: время кажется нам непреодолимо огромной и бесконечной вселенной, и больше всего мы мечтаем о времени, которое БУДЕТ. Когда мы молоды, мы, вообще, не задумываемся о времени: мы бесшабашно тратим его, думая, что у нас его более, чем достаточно. Чем старше мы становимся, тем ценнее для нас становится время, которое уже ПРОШЛО.
Оценивая тот отрезок жизни, который уже прожили, мы взвешиваем, достаточно ли сделали, много ли добились, какие были ошибки, а чего лучше и вообще бы не было… В каждый период времени разное является для нас ценностью. Наступает и тот период, когда основной нашей ценностью становятся дети и мы с удивлением замечаем, что они уже выросли. Вот тут-то мы и задаемся вопросом, а достаточно ли своего времени, человеческого тепла, внимания, жизненного опыта мы дали своему ребенку?
Сначала мы делали все возможное, чтобы у него были лучшие игрушки, вещи, врачи, чтобы он рос здоровым и красивым. Потом мы стремились дать ему лучшее образование. Все это требовало немало средств, а значит и времени, которое мы проводили НЕ ВМЕСТЕ. Мы много работали, чтобы наш ребенок мог гордиться нами, …или нам самим хотелось гордиться собой, как хорошим родителем…но сейчас не об этом.
Мы складываем то время, которое проводили и проводим вместе со своим ребенком и для ребенка. По результатам исследования, проведенного среди родителей с полной занятостью на работе (в основном на руководящих или ключевых должностях), это время составляет не более 3-х — 5-ти часов в неделю из 40 возможных (вечернее время в будни и полные дни — в выходные).
Как отмечают детские психологи, для полноценного развития ребенка дошкольного возраста ему необходимо не менее 3–5 часов в день, причем от обоих родителей. Для младшего школьника это время уменьшается до 2–3 часов. Подростку же, при условии, что у него есть позитивный опыт общения с родителями не только на бытовые темы, достаточно 1 часа, но это время для него очень значимо, хотя он этого и не показывает.
Когда-то мы и сами без подсказки психологов понимаем или, по крайней мере, чувствуем эту закономерность, но нам не хватает все того же времени или понимания того, КАК проводить это время с ребенком. Мы идем вместе в кино, но мы не общаемся, а смотрим фильм. Берем с собой на рыбалку или по магазинам, но почти не разговариваем. Предлагаем поболтать, но разговор завершается на банальном обмене информацией о том, как дела, что в школе, на работе и т. п.
СПЕЦИАЛИСТЫ-ПСИХОЛОГИ, ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, НЕ ПОНАСЛЫШКЕ ЗНАЮТ, ЧТО ВРЕМЯ НЕ ПРОВЕДЕННОЕ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ, СТОИТ ОЧЕНЬ ДОРОГО, И ЕГО ВРЯД ЛИ ВОЗМОЖНО ВОСПОЛНИТЬ ПОЛНОСТЬЮ, НЕ ЗАПЛАТИВ «ШТРАФНЫЕ».
К тому же, современная реальность динамичного городского ритма жизни заставляет нас двигаться все быстрее и быстрее, чтобы не потерять своих позиций в деловом мире: «Чтобы всего лишь оставаться на месте, нужно все время бежать вперед», — «Алиса в Зазеркалье». Поэтому мы оказываемся перед дилеммой: время для ребенка и потеря своих позиций в бизнесе или успешность и достаток, обеспеченное будущее для ребенка, но дефицит внимания. И, наверное, в данный момент также уважаемые читатель с досадой отмечает, что ему известны эти прописные истины, но что же с этим делать?
ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, ПРОВОДИМОГО С РЕБЕНКОМ, А ЕГО КАЧЕСТВО.
Вот тут-то и возникает вопрос: как провести то небольшое свободное время максимально полезно? — Общаясь, — ответят опытные специалисты, — Обмениваясь эмоциями, мнениями, опытом. Делая что-то вместе. Поддерживая друг друга.
Возникает следующая проблема: КАК? Нас никто целенаправленно не учит общаться. С детства мы наблюдаем за тем, как общаются старшие, какие модели поведения предлагает нам телевидение и другие общественные институты.
В результате, опираясь на интуицию, природный талант, опыт, личные предпочтения, мы научаемся общаться с окружающими нас людьми с той или иной степенью успешности. Увы, далеко не всегда нас устраивает то, как это у нас получается. Также и в общении с детьми, особенно, когда они достигают подросткового возраста, а времени вдумчиво подойти к каждому слову, которое мы говорим, не хватает, мы испытываем определенные сложности и переживаем, что не все получается так, как хотелось бы.
Самый простой способ продуктивного общения — это совместная деятельность. Именно, Совместная, а не когда рядом каждый занят своим делом.
Особенно актуально это для организации общения с дошкольниками, младшими школьниками и младшими подростками. При этом взрослый может организовать эту совместную деятельность так, чтобы «убить двух зайцев», т. е. включить ребенка в выполнение запланированных вами бытовых задач.
Например, вам необходимо сварит суп или убрать квартиру, или собрать купленный шкаф и т. п. Возьмите ребенка в напарники, сделайте это вместе. Понятно, что это потребует больше времени и усилий. Одна мама сварила бы суп за 30 минут, быстренько все почистив, порезав и забросив в кастрюлю. С ребенком придется повозиться, объяснить, как правильно держать нож, какими кусками резать, как пользоваться теркой, чтобы не пораниться, как работает кухонный комбайн и т. п.
Однако, когда взрослый поймет, какая польза и удовольствие ребенка будет от этих дополнительных усилий и времени, то эти усилия покажутся совсем пустяшными. Ребенок получает важные практические умения, кроме того он горд, что ему доверили взрослую работу, он чувствует сопричастность к семье и тому, что в ней делается, и, наконец, он просто счастлив от того, что стоит рядом с мамой, папой, разговаривает и что-то делает с ними вместе.
Ребенка постарше к решению каких-то бытовых задач можно привлечь уже в качестве эксперта: с дочкой посоветоваться на предмет составления меню к праздничному ужину, дизайнерских идей в выборе новых штор и т. п. Сына привлечь к решению технических вопросов — нарисовать в специальной программе макет придуманного мамой нового шкафа в спальню, найти в интернете, из какого камня и какого размера лучше покупать бильярдный стол, а то давно хотелось поставить на даче и пр.
Совместная деятельность — это повод для общения. Конечно же, важно учиться самому и через наш пример это научится делать наш ребенок, делиться своими чувствами, переживаниями, мыслями. На работе случилась какая-то конфликтная ситуация, вы пришли домой уставшими и расстроенными. Что в такой ситуации мы говорим ребенку? «Я устал, мне надо отдохнуть». Или еще хуже: «Отстань, мне не до тебя!»
— Что ребенок может понять? Зачем я его буду грузить? Он всего лишь ребенок. — Вот что мы думаем в этом случае.
Но ведь если мы поделимся с ним своими переживаниями, то это будет для него дополнительным опытом, и для нас это будет своего рода разрядкой. Да, опять же придется объяснить тревожащую нас ситуацию на его языке. Он начнет задавать нам вопросы, на которые мы не всегда будем знать ответ или придется объяснять, «разжевывать», но это ни с чем несравнимое общение! Ребенок будет нам безмерно благодарен, что мы поделились этим именно с ним, и горд этим фактом. Он, возможно, даже даст нам какой-то совет! Таким образом, в вашей семье будет хорошая привычка делиться друг с другом своими проблемами, которая впоследствии существенно облегчит вам жизнь как родителю в общении с выросшим ребенком, о жизни которого вы ничего не будете знать, если такой привычки не будет.
Ну, и, наконец, совместный досуг. Старайтесь выбирать такие виды досуга, где есть поле для того, чтобы пообщаться — совместный ужин в ресторане, игра в боулинг двумя командами — девочки против мальчиков или одна семья против другой, совместное катание на машинках, водных горках и т. п. Кино — хорошо, но там не поговоришь. Если только после сеанса обсудить фильм вместе. Детский парк аттракционов — тоже праздник для ребенка, но не место для общения. Ведь ребенок развлекается сам, а родитель сидит в стороне. Поэтому должно быть и то, и другое, но если вы решили пообщаться с ребенком побольше, то выбирайте соответствующий досуг.
ДА, ВРЕМЯ ДЛЯ СВОИХ БЛИЗКИХ — ЭТО ТО, ЧЕГО НАМ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ, ПОТОМУ ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНИ НИКУДА НЕ ДЕНУТСЯ, И МЫ ВСЕГДА УСПЕЕМ. УВЫ, ЭТО НЕ ТАК.
Мы можем не заметить, как наши дети выросли и стали мало нам знакомыми взрослыми людьми, поэтому пусть подождет деловой партнер, салон красоты, новая баня. Больше общайтесь со своими детьми, близкими, и тогда они, действительно, останутся таковыми — близкими, родными, помогающими и поддерживающими!
Итак, подытожим. Как можно организовать качественное общение со своим ребенком:
1. Включать его в совместное выполнение домашних текущих дел либо как помощника, исполнителя для более младших детей (вместе варить суп, собирать шкаф и т. п.), либо как эксперта (выбрать дизайн, найти специальную компьютерную программу и т. п.) для более старших;
2. Не бояться делиться с ребенком своими проблемными ситуациями в работе, в отношениях с друзьями, спрашивать мнения, совета ребенка;
3. Организовывать совместный досуг, где можно делать что-то вместе, а не просто находиться рядом (соревнования в боулинге, гонки на роллердроме вместе и т. п.);
4. Купить несколько беспроигрышно интересных игр, в которые можно играть дома вместе и детям, и взрослым («Мафия», «Дженга», «Уно», «Твистер» и т. п.);
5. Обсуждать просмотренные вместе фильмы (Что тебе больше всего понравилось в фильме? Почему? Какой момент заставил задуматься? Какой момент был самым запоминающимся? Что было самое страшное/смешное?), высказывая и свое мнение, а не только спрашивая ребенка;
6. Ввести какую-нибудь семейную традицию (например, каждую первую субботу месяца делать семейный ужин, к которому каждый находит и готовит какое-нибудь интересное блюдо).
7. Ходить все вместе в какое-нибудь новое интересное место каждый месяц или совершать поездку в Подмосковье, и пусть сам ребенок ищет и выбирает его (есть очень много интересных мест с интерактивными экскурсиями, например в город Мышкин).
8. Помогайте ребенку в том, что для него может быть сложным и трудным делом, например планирование дня или выполнение домашней работы, уроки, превратите это в творческий процесс и игру. (например кто — быстрее решит задачу, и иногда не бойтесь проиграть в этом, кто придумает лучшее решение как справиться с домашними делами с последующим призом и привилегией и т. д.)
9. Заведите своеобразную почту или доску для объявлений для всей семьи, где можно писать важные сообщения всем, и особенно важно то, что там будут написаны благодарности и признания в чем конкретно проявил себя ребенок, Ваши совместные идеи про планы и время их реализации. Это будут видеть все, в том числе и гости приходящие к Вам домой. Такой нехитрый способ может не только сделать приятную и позитивную атмосферу общения с четкой передачей информации, но и поднимет уровень самооценки ребенка.
И так далее! Я уверена, что вы сможете найти еще массу способов провести время вместе. И многие из них, поверьте, не отнимут у вас слишком много дополнительного времени.
Телегина Ирина,
психолог-консультант.
Товары:
0
22:04
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 10 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 10 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 10 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 10 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))