Почему мальчикам тоже полезно смотреть мультфильмы про принцесс

Почему мальчикам тоже полезно смотреть мультфильмы про принцесс

Если сын просит купить ему куклу, а дочь с упоением катает по полу в детской гоночные машинки, это вовсе не повод для паники. Почему мальчикам полезно интересоваться принцессами, а девочкам — трансформерами, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Наберите в поисковике «мультфильмы для мальчиков» или «мультфильмы для девочек», и вы попадёте в мир стереотипов. Мальчикам онлайн сервисы предлагают только машинки, солдатов и трансформеров, девочкам — исключительно сказки и кукол. Сами ли дети выбирают такие темы и образы или их им навязывают родители и общество? Это важный вопрос, на который пытались ответить многие учёные в гендерных исследованиях. «Гендер» — слово, давно вошедшее в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола, в отличие от биологических. И пол здесь понимают как многомерную конструкцию: то есть недостаточно родиться определённого биологического пола, а необходимо понять, усвоить и присвоить роль, которая отведена социумом полу.
В процессе воспитания все основные источники социализации: родители, воспитатели детских садов, учителя в школе, общество в целом, а также медиапродукция, транслируют детям, как нужно вести себя мальчикам и девочкам, какими личными качествами необходимо обладать, чтобы успешно играть свою социальную роль. «Надень платье, будешь красивая», «мальчики не плачут», «ешь кашу, будешь сильным, как папа», «девочкам надо уступать» и так далее.
На индивидуальном уровне маленький человек выстраивает свою гендерную роль в зависимости от личных врожденных особенностей и осознанных или неосознанных установок, стереотипов, жизненного опыта. При этом, девочкам усвоить свою гендерную роль намного проще, чем мальчикам. Так как девочек воспитывают женщины: мамы, воспитатели, учителя, медсестры и врачи в поликлиниках, у них есть возможность снимать свою роль, что называется «с руки». То есть они смотрят на окружающих женщин и делают так же. Причем, воспроизводят поведение воспитывающих женщин как прямо сразу, так и неосознанно, в своей будущей жизни. Иногда девочки включают жёсткое отрицание и говорят: «Нет, не буду в своей жизни делать так, как мама, мама не права!». И стараются вести себя противоположным способом. Но в любом случае источник поведения девочки — женщина.
А что же мальчики? Ведь их, в большинстве своём, тоже воспитывают женщины. Папы, проводящие много времени на работе, занятые своими мужскими делами, редко активно участвуют в воспитании детей. Иногда они проводят с детьми время поздно вечером перед сном или в выходные. Получается, что мальчикам сложнее подсмотреть и усвоить мужское поведение непосредственно у мужчин.
Мальчики чаще видят, как папа отдыхает, и гораздо реже, как папа работает, поэтому неосознанно у мальчиков закладывается представление, что его мужская роль — это в основном, отдых. Выходит, что представление о том, как они должны себя вести и какие качества у них должны быть мальчики получают от… женщин!
Мамы и бабушки рассказывают им, что, как и когда нужно делать, чтобы стать настоящим мужчиной. Таким образом, мальчики вынуждены учиться, ориентируясь на слова, а не на действия-образцы, а слова, как известно, каждый понимает по-своему.
Еще один немаловажный источник мужских ролевых моделей — телевизор. Мальчики смотрят те самые «мальчиковые мультфильмы» и снимают образцы типично мужского поведения из «Черепашек-ниндзя», «Пиратов Карибского моря» или «Трансформеров». Видеопродукция предлагает образы супергероев, которые побеждают всех врагов с помощью невероятных способностей и артефактов. Пока мальчик маленький, он легко может считать, что у него есть эти волшебные способы борьбы с реальностью — суперспособности.
С годами мальчики понимают, что суперспособностей у них нет, а собственных навыков для решения проблем не хватает. И тогда социальная мальчиковая роль начинает казаться неподъёмной и приносит разочарование.
Единственно приемлемой гендерной мужской реакцией у нас в обществе считают злость и агрессию: «Будь мужиком, стукни кулаком по столу!». Мы видим, что социальная мужская роль, транслируемая обществом и масс-медиа, нагружена иллюзиями, часто не даёт мальчикам эффективных навыков выстраивания отношений и решения проблем «мужскими способами», но мальчики, воспитываемые женщинами, снимают «с руки» те способы, которыми пользуются женщины. А женщины-воспитатели удивляются: «Он ведёт себя как девчонка!»
Что могут делать родители для изменения этой ситуации? Помогать мальчикам считывать свою мужскую роль с подходящего образа: давать и создавать возможность участвовать мальчику в «мужских делах» с папой и дедушкой, тренерами в спорте или учителями в науке, выбирать для просмотра такой видеоконтент, который задаёт ребёнку правильные модели поведения, не поддерживать только стереотипно-агрессивное поведение, которое транслируют многие «мультфильмы для мальчиков».
В 1974 году Сандра Бем предложила тест на маскулинность-феминность (мужественность-женственность), который разделял мужчин и женщин на 4 группы:
  • Честолюбивые, смелые и решительные маскулинные индивиды.
  • Мягкие и эмоциональные феминные индивиды
  • Андрогины — люди, проявляющие и мужские и женские черты одновременно
  • Люди, не имеющие выраженно ни мужских, ни женских черт.
Логично было бы предположить, что психологически благополучными будут женщины, обладающие феминными чертами, и мужчины, обладающие маскулинными чертами. Но эта гипотеза не оправдалась. Наиболее благополучными в наше время и в нашем обществе оказались и мужчины, и женщины, обладающие маскулинными чертами, то есть проявляющие больше стереотипно мужское поведение.
Эти психологические исследования оказали влияние и на современную мультипликационную культуру. Посмотрите, как изменились героини в мультфильмах. Если раньше это были пассивные принцессы, ожидающие, что их спасут, то теперь они запросто «и коня на скаку и в горящую избу войдут». Современным героиням теперь намного больше позволено, чем их предшественницам.
Так и современным девочкам, чтобы обрести психологическое благополучие и усвоить свою социальную роль, теперь не нужно быть просто «послушной девочкой», теперь важно уметь выражать своё мнение и решительно его отстаивать, но не кулаками, а словами. Современные мультфильмы пытаются передать эти новые для женщин модели гендерного поведения. Вот почему многие мамы с удовольствием смотрят их вместе с дочками.
Лучшие мультфильмы — это мультфильмы, которые интересны и мальчикам, и девочкам, те, где каждому есть, с кем идентифицироваться. Не стоит ограничивать своих детей, выбирая для просмотра только гендерно-ориентированную видеопродукцию. Для успешного освоения своих социальных ролей детям важно иметь «расширенный репертуар»: видеть, как мальчики и девочки, мужчины и женщины справляются с разными общечеловеческими или личными проблемами и задачами, как они общаются, дружат, строят отношения. И конечно, важно, чтобы наши дети могли снимать модели своего поведения, проводя время с дорогими ему людьми — родителями.
Товары:
0
10:22
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 11 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 11 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 11 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 11 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))