Развитие креативного мышления у детей

Развитие креативного мышления у детей

Попробуйте в компании молодых мам заговорить о развитии креативности у ребенка, и вы узнаете о рисовании начиная с 5 месяцев и особенностях местных центров раннего развития. Но ведь речь шла не о раннем освоении букв или пальчиковом рисовании. И если мамы этого не понимают, может быть, развитие креативности им стоит начать с себя? А малыши уж не отстанут.

Задачи творческого мышления

Даже у маленьких детей креативное и творческое мышление — это видно даже по самым сложным тестам. Под давлением окружения у них вырабатывается стереотипное мышление, которое сводит способности креативного поведения на «нет». Главная задача развития такого мышления — переход от привычного решения возникающих проблем к новому, оригинальному, более продуктивному. Давайте, держась за теплую детскую ладошку, попробуем раздвинуть пределы скучной серой «коробки» повседневности. И, по-большому счету, умение рисовать здесь — совсем не главное.

Что такое креативное мышление?

Когда психолог показывает нам листок с кляксой, а мы видим в ней бабочку или кленовый лист, это не креативность, это образное мышление. Когда, глядя на эту кляксу, мы размышляем, как бы самим нарисовать такую, это не креативность, это творческое мышление.

А вот когда это черно-серое недоразумение вдохновляет нас на создание куриной отбивной в маковой панировке или сказки о маленькой тени для ребенка, боящегося темноты под кроватью, мы проявляем именно креативное мышление.

Креативностью (от англ. create — создавать) называют готовность к пониманию чужих и придумыванию своих новых идей, а также способность по-своему решать проблемы в привычной обстановке. И, что самое главное, получать от этого удовольствие.

На народном языке креативность проявляется как смекалка — умение достигать цели, используя окружающие предметы и обстоятельства остроумно, необычным образом, смелый, нестандартный подход к решению проблемы.

Вот тут и выясняется, что для человека, мыслящего креативно, навыки образного мышления (фантазии), рисования или решения задач совсем не лишние. Оказывается, творческое мышление — всего лишь часть креативного, и, значит, развивать стоит не только его.

Как проверить если ли у Вас креативность?

Если существуют тесты определения креативности, значит, можно выяснить, есть ли она у вас вообще. Давайте проверим.

О прекрасном развитии вашей креативности свидетельствуют:

  • беглость мысли: количество интересных идей, возникающих у вас в единицу времени (даже если в этот момент вы лежите на диване);
  • оригинальность мышления: ваши идеи необычны, они отличаются от стандартных;
  • гибкость ума: способность использовать разные способы при решении проблем;
  • восприимчивость: способность заметить необычные детали, противоречия и неточности и быстро переключиться с одной идеи на другую;
  • непредвзятость: готовность придумывать и действовать в непривычных условиях, умение увидеть в простом сложное, и наоборот;
  • удовлетворенность: умение получать удовольствие и от работы мысли, и от процесса ее воплощения, и от полученного результата.

Разумеется, в полной мере такими навыками с рождения обладают только выдающиеся личности, о которых не зря говорят: «талантливый человек талантлив во всем». Они щедро проявляют свои дарования в разных областях, даже если, как Альберт Эйнштейн, специализируются на физике или, как Леонардо да Винчи, на изобретательстве. И к тому же получают от жизни немалое удовольствие, невзирая на политическую обстановку или общественное мнение. Человек не только успешный, но и счастливый — не это ли мечта любого родителя?

Увы, мы с вами сами не можем претендовать на мировую славу. Но наши малыши, несомненно, гениальны. И проявить свои дарования самым приятным образом им поможет креативность, которой мы их можем научить. А учиться, как известно, вместе веселее. В наших силах вместе тренировать умение выходить га привычные рамки и шаблоны мышления, поощрять в себе и в ребенке смелость двигаться дальше. А начать стоит с малого.

Воспитываем в ребенке креативность мышления

Итак, приступаем к воспитанию в себе и в ребенке гибкости мышления. Запросто «переключаться» из одной модели поведения к другой, адаптируясь к конкретной ситуации, помогает согласованность работы обоих полушарий нашего головного мозга. Согласовывать что-либо нам всем не привыкать.

И самый простой способ согласования работы полушарий — каждый день делать привычные ритуалы разными руками. Так, например, часть времени вы чистите зубы правой рукой, а часть — левой. Сегодня учитесь писать правой рукой, завтра — левой. И не важно, какая рука (и, значит, полушарие) у вас с малышом доминируют: разными ручками все делать, не только полезнее, но и веселее. А значит, скучные домашние дела будут делаться охотнее.

Сделать прогулки полезными для развития креативности как ребенка, так и взрослого человека можно с помощью ряда упражнений, которые, к примеру, входят в программу развития профессиональных специалистов по рекламе (а для них креативность мышления — профессиональная обязанность).

«А что, если бы…» Суть проста: вынесите на обсуждение необычную тему и придумайте как можно больше вариантов развития событий. Что, если бы люди могли летать? Что, если бы мы все ходили на руках? Что, если бы Новый год был летом? Не критикуйте ответы ребенка, пусть он видит: вы принимаете даже самые смелые идеи.

Это упражнение также входит в курс развития креативности профессиональных сценаристов, режиссеров, авторов и рекламистов. Оно полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться принятыми в обществе «правильными» представлениями.

Советы начинающим:

Никогда не обесценивайте свой или детский труд. И с самого раннего возраста учите ребенка ценить приложенные усилия и удачные решения в любом, даже самом бесполезном, на первый взгляд, занятии.

«Потому что нравится» — достаточный аргумент, чтобы заниматься любимым делом «Папа у нас, к сожалению, творческий». Чем младше ребенок, тем четче он копирует поведенческие модели и нормы семьи. Если «папа у нас творческий» вы произносите с плохо скрываемым сарказмом, ребенок вряд ли поверит, как это здорово — уметь делать что-то творческое и особенное.

Учимся у ребенка

Детский мозг пластичнее взрослого. Новые знания впитываются, как губка, практически отсутствуют психологические барьеры, ложный стыд и т.п. Поэтому, как это ни удивительно, самым сложным в процессе развития креативности у ребенка является преодоление мыслительных барьеров у его родителей.

Разделите с малышом свои увлечения: удовольствие от красоты компьютерного кода, изящного решения математической задачи, удачного использования подручных средств для ямочного ремонта дороги или вкусного тыквенного пирога.

Отнеситесь уважительно к его советам, без ревности похвалите старания, и вы увидите — польза обоим гарантирована. И обязательно поддерживайте ребенка, хвалите за его достижения и гордитесь успехами.

Зачем экономить на взаимном восхищении? Используйте тактику «детских шагов» — откажитесь от строгой оценки эффективности достижений и не торопите события. Просто делайте маленький шажок каждый день — и очень скоро креативное мышление станет частью вашей жизни и жизни вашего ребенка, и сделает ее куда более счастливой.

Товары:
0
12:07
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Посты по теме

Обсуждения

У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 1 год назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))