Взаимно неисключаемы: учеба или игра?

Взаимно неисключаемы: учеба или игра?

Одни родители считают правильным как можно раньше отдать ребенка в школу, другие — бросают все силы на подготовку к первому классу, начиная с пеленок обучать малыша чтению, письму и иностранным языкам. Но ни тем, ни другим не стоит забывать, что для будущего первоклассника, в первую очередь, важны такие аспекты, как восприятие, память, внимание и концентрация, моторика и речь, которые развиваются именно в играх.

Для ребенка игра — самый простой и эффективный способ познания действительности и овладения новыми знаниями и навыками. А вот увлечение родителей обучающими методиками и попытки взрослых раньше времени познакомить малыша с основами «школьной системы» жизни, наоборот, могут негативно повлиять на познавательный интерес малышей и дошкольников.
Настольные игры: развиваем внимание
Большинство детей без восторга относятся к необходимости соревноваться: проигрыш может вызвать обиду и слезы, нежелание продолжать даже интересную игру. Некоторым малышам сложно выполнять задания в рамках ограниченного времени. Для начала, отдайте предпочтение играм с минимальной степенью конкуренции, основанным на общей для всех игроков задаче или творческом решении. Так, паззлы и лото стимулируют развитие внимания, учат ребенка концентрироваться на деталях.
Игра с «деталями» — магнитными или бумажными буквами, геометрическими фигурами, начинается с того, что малыш сначала просто возится с ними, «пробует» и оценивает их возможности, а вскоре и складывает из них различные комбинации. С этого момента родители могут предложить ему комбинировать элементы, следуя образцу или выполняя задание.
Важно сохранять сюжет игры, а не превращать ее в «уроки» или обязанность: именно в игровой форме, эмоционально вовлекаясь в процесс, ребенок с легкостью усвоит новые знания.
Активные игры: возможность испытать и понять себя
Свои физические возможности, эмоции, смекалку и реакцию — все это ребенок задействует и проявляет во время активных игр. Двигаясь, совершая ритмичные движения, малыш легче запоминает правила игры и учится следовать им, оценивает свои силы и подстраивает свои возможности под задачу. К тому же, действуя в рамках сюжетно-ролевой игры, ребенок «примеряет» на себя различные образы и характеры.
Еще один вид активности — «свободная игра». В отличие от игр, которые предлагают малышу родители, в свободной игре ребенок самостоятельно инициирует действие, сам устанавливает правила и привлекает к ней участников. Этот формат игры хорош тем, что развивает мышление, фантазию и воображение малыша. Психологи особо отмечают, что в расписании ребенка среди занятий, которые организуют и инициируют взрослые, должно быть время для такого типа игр. Именно в такой активности ребенок придумывает и реализует свою собственную реальность; проявляя инициативу, выбирает сюжет игры («дочки — матери», «прием у доктора» или «магазин)» и игровое пространство; моделирует ситуации, решает, нужен ли ему партнер и какая роль ему отводится.
Родителям важно внимательно следить за ходом игры, ведь ее развитие расскажет им многое о том, каким видит мир их ребенок. И пусть малыш не предложит старшим принять участие, им стоит ненавязчиво подсказывать ему пути решения складывающихся в игре ситуаций.
Игры для жизни
Очевидно, что даже научиться чистить зубы проще всего в процессе игры. Вряд ли найдется мама, которая всерьез будет объяснять годовалому малышу правила гигиены. Зато ежедневные игры в ванне, яркая щетка и зубик, который «хочет быть чистым» вскоре станут естественной частью жизни ребенка. Да и освоение полезных навыков в период первых возрастных кризисов (психологи выделяют два основных ранних кризиса — одного и трех лет) будет особенно эффективно в игровой форме.
Все, что нужно знать о жизни в первые годы, ребенок может получить не с помощью логики и заучивания, а играя дома и на свежем воздухе. Так, основатели вальдорфской дошкольной педагогики настаивали: ребенку важно установить связь с жизнью! Современный быт настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Детям будет не только интересно, но и полезно принять участие в самых простых и «бытовых» процессах!
Именно поэтому родителям стоит вовлекать детей в «игры для жизни» — обычные, дела вроде уборки. В процессе такой простой деятельности дети не только обучаются практическим навыкам, но и обретают уверенность в себе, замечая, что делают «настоящее» дело, отмечая, как постепенно растут их возможности.
Товары:
0
09:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 10 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 10 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 10 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 10 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))