Жадина-говядина или хозяин своим вещам?

Жадина-говядина или хозяин своим вещам?

Среди любимых родительских фраз часто слышим: "Не жадничай! Поделись!Не будь жадиной, а то с тобой никто дружить не станет." Эти слова так привычны и обычны для нас, что мы даже не вдумываемся в их смысл. А если подумать — скажите, взрослые, а вам хотелось бы иметь друзей, которые дружат только с теми, с кого могут что-либо поиметь? И как же право частной собственности? Почему ребёнок должен при первом требовании делиться со всеми подряд своим имуществом? Ведь это его первый опыт владения чем-либо, и как он может стать самостоятельной отвественной личностью, если ему непрестанно указывают: это твои игрушки, но ты должен дать их этому мальчику, потому что он хороший, и мама хочет, чтобы его родители тоже считали тебя хорошим (а заодно и маму).

Свою старшую дочь я приучала с детсадовского возраста к тому, что она может делать с её игрушками что угодно — сломать, подарить, обменять. Но взамен я ничего покупать не буду. То есть подарить или испортить игрушку должно быть взвешенным решением, предполагающим, что в результате она этой игрушки лишится, а приобретение новой будет запланированным и никак не связанным с потерей этой.

Но Сашка пока что слишком маленькая, чтобя понимать такие вещи. На площадке, где мы гуляем, к счастью, атмосфера настолько дружественная и отношения настолько доверительные, что по умолчанию ЛЮБОМУ  ребёнку разрешено играть ЛЮБЫМИ игрушками, которые принесены на эту площадку. Нельзя только отнимать то, что в руках. То есть по приходу малыша на площадку из пакета вытряхиваются все его игрушки, которые принёс, и остальные могут взять, что пригянется. У каждого, конечно же, имеется такой пакет, а впридачу часто еще и самокат-велосипед-грузовик-сачок-большая лопата или какое-нить другое сокровище и предмет зависти. У нас, например, целую неделю было колесо-каталка, что-то вроде этого:

Всю неделю оно пользовалось бешенным успехом, двум детям тут же купили такие же, третьему пообещали, а один мальчик изо всех сил старался выменять колесо на любые свои игрушки. А потом эта одноразовая дрянь сломалась. И даже если бы не сломалась, ему бы всё равно скоро пришёл конец, потому что за неделю активного катания по асфальту на на нём... протёрлись дырки! Поэтому мы больше не станем покупать такие каталки, лучше приобретём что-нибудь деревянненькое. Оно гораздо прочнее, судя по отзывам. По крайней мере с прошлого лета у всех купивших еще живы. И Саня неровно дышит к таким штучкам:

Но речь сейчас не об этом. А о том, как научить ребёнка чувствовать себя хозяином своих вещей, в том числе и игрушек, и не превратить при этом в жлоба. Саня дала вчера подсказку. Наблюдаю после ужина такую картину: Саша ест кусок яблока. Тася стоит и жалобно роняя слюни всем своим видом просит (кто не в курсе, Тася — солидных размеров ризеншнауцер. Очень любит поесть, в том числе и фрукты). Саня замечает, наконец, собачьи страдания и протягивает остаток яблока подруге: на! Яблоко тут же исчезает в бездонной ризенячьей пасти. Пока Тася пережевывает яблоко, я "озвучиваю" её благодарность: "Спасибо, спасибо, Саша!" Делаю это не просто так, а осознанно, чтобы укрепить их дружбу. Всё-таки ризен, даже самый воспитанный, — это хищник. А Тасе частенько достаётся от малявки. Поэтому, когда есть возможность показать собаке преимущества наличия в доме этого надоедливого мелкого двуногого, я не упускаю момент. То есть, проще говоря, чем больше карапуз скормит собаке, тем теплее будут отношения.

Но такого поворота даже я не ожидала. Оказывается, в полтора года Саня уже понимает, что её благодарят. И благодарность эта  ей настолько приятна, что она, подумав, вытащила из-за щеки остатки недожёванного яблока и выложила на ладошку:На! Тася, ясен пень, слизнула и это. "Спасибо, спасибо" — как заведённая бубнила я. А самой было жутко интересно, что она станет делать теперь, когда яблока у неё не осталось. Саня, постояв да подумав, обошла вокруг меня и потянулась к столу, где лежала вторая половинка яблока:на! (в смысле — дай!). Посмеялись мы над этой уловкой от души и забыли. А позже, анализируя происшедшее, я подумала, что такое вот стремление к благодарности, наверное и есть самый сильный стимул делиться. И никакие правила приличия, никакие личные пожелания взрослых не заставят ребёнка поделиться с другим настолько охотно и непринуждённо. И вообще, самый лучший способ заставить ребёнка что-то сделать — не заставлять. Нужно просто сделать так, чтобы он захотел это сделать. А если всё-таки не хочет, подумайте, родители, а так ли уж это необходимо?

С некоторых пор воспитание детей напоминает мне сёрфинг: поймал волну и, пока держишься на ней, не утонешь. Дети сами подсказывают, куда мы поплывём на этот раз, нужно только присмотреться и прислушаться повнимательней.

Товары:
+10
02:34
17:49
Спасибо!)))
Хорошая статья. мне понравилась
17:54
Спасибо))

Посты по теме

Обсуждения

Обязанности малыша 6 месяцев назад
У меня так же, еще кот бывает цветной ходит, если ...
Ребенок на прогулке 6 месяцев назад
Особенно, когда эти палочки и камешки, вместе с ве...
Такая же история, только не теряет муж )))
Звезды спят 6 месяцев назад
мы стараемся в кроватках каждый в своей спать по в...
Если замерзнув ночью 6 месяцев назад
ОХ!!! Все бы мужчины так делали!!!!!!!!!)))))))))