Развивающие игрушки

Развивающие игрушки

Выбирая малышу игрушку, часто ли мы задумываемся о том, насколько она будет ему полезной? Понравится ли ему с ней играть? Долго ли она будет интересна ребенку? Какие навыки и качества она разовьет у малыша? Давайте посмотрим, какие игры и игрушки можно по праву называть развивающими, а какие могут служить только для развлечения.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.

Познавательные игрушки расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это разнообразные шнуровки, рамки и вкладыши (матрешки, стаканчики, бочата, а также доски с углублениями, емкости с прорезями), кубики с нанесенным на них изображением, всевозможные мозаики, головоломки (плоские и объемные, развивающие образное, пространственное и творческое мышление), настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. На сегодняшний день существует множество различных вариантов — разнообразие касается как материалов, из которых выполнены детали, так и принципов их соединения. Многие конструкторы являются совместимыми, кроме того, производители стараются выпускать наборы с различным количеством деталей, делая возможным постепенное усложнение базового комплекта. Первые конструкторы должны содержать немногочисленные, но разнообразные по форме, цвету, величине детали.

Для полноценного развития малыша необходимы детские музыкальные инструменты — ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют профилактике заболеваний органов дыхания.

Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, транспорт, предметы профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца).

В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми, могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации — пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки.

Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, по видам животных (домашние / дикие), по зонам обитания, по типу поселения (деревня/город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий.

Не следует забывать о народной игрушке. Она способствует формированию эстетического вкуса, базовых представлений о национальной культуре, обеспечивает связь времен. На сегодняшний день можно найти игрушки-забавы: курочки, мельница, мишка-верхолаз, раскачивающийся бычок, дергунчики (обеспечивающие кроме всего перечисленного еще и осознание причинно-следственных связей), также упомянутые выше свистульки, и, конечно, сюжетные фигурки, композиции, различные изделия народных промыслов, предназначенных для росписи (деревянные и глиняные).

Важность присутствия в игровом пространстве малыша народных игрушек, на мой взгляд, заключается еще и в том, что эти объекты выполнены из натуральных материалов, обладают естественной цветовой гаммой и адекватно отражают окружающий мир. На фоне обилия игрушек из синтетических материалов (пластмасса, вспененные полимеры, пластизоль), часто окрашенных в яркие, вызывающие, иногда ядовитые оттенки, обладающих мультяшными свойствами (фрукты и овощи изображаются с глазами, руками и ногами) это особенно ценно. Формирующиеся органы чувств должны воспринимать сигналы из окружающего мира оптимальной силы и природосообразного качества, а не сверх-стимулы.

Отдельно хочется остановиться на представителях кукольного мира. Для маленького ребенка кукла — прежде всего олицетворение малыша, о котором хочется заботиться и эмоционально с ним взаимодействовать (приласкать, успокоить). Девочка пробует себя в роли матери, проигрывая с куклой различные варианты взаимоотношений, усвоенные модели поведения. На прилавках магазинов сейчас огромное количество совсем не детских кукол — Барби, комиксообразные куклы (с большими губами, бюстом, волосами до пят, в молодежной одежде). Это уже вполне взрослые девушки и состоявшиеся женщины (что доказывается не только стилем одежды, но и физиологическим строением тела), о которых не нужно заботиться. Более того, зачастую у подобных героинь есть разнообразное приданое: дома, транспорт, аксессуары, мебель. Маленькой девочке транслируются вполне определенные ценностные ориентиры, предъявляются образцы социализации (высокие требования к внешности, сексуальность; материальный достаток, порой с излишествами; праздное времяпровождение — интересно, есть ли вообще комплекты, где Барби кем-то работает?).

Мальчикам же предлагаются многочисленные роботы и монстры, вкупе со всякой нечистью. Они вызывают асоциальные побуждения, стимулируют агрессивные импульсы в детской психике. Более того, роботы, монстры — существа не живые. Эта особенность накладывает отпечаток на представления о мире в целом, ценности человеческой жизни.

Раньше дети тоже играли в войну, сражались, применяя оружие. Однако, меч, шпага, даже пистолет предполагает наличие умений, определенных личностных качеств самого воина (храбрость, ловкость, скорость реакции). Роботы же, монстры не чувствуют боли, при сражении от них самих мало что зависит — огонь открыт на тотальное поражение всего живого и неживого вокруг.

Правда, не стоит полностью исключать подобные игрушки из ассортимента игровой. Детские психологи считают полезным наличие непривлекательных, устрашающих, «темных» игрушечных представителей (в количестве нескольких фигурок). Это позволяет отреагировать отрицательные эмоции, осознать собственные агрессивные импульсы и нежелательные (антисоциальные) стороны личности. Баба-Яга, змея или паук, грозный воин вполне могут послужить для подобных функций детям с 3-4 лет. Однако стоит учитывать индивидуальные особенности собственного ребенка (его эмоциональную чувствительность, нервную возбудимость и уровень тревожности). Кроме того, «страшилок» лучше держать в отдельном контейнере, емкости, который может быть задействован при необходимости. Барби же сослужит хорошую службу в школьном возрасте — поможет формированию вкуса в одежде, развитию дизайнерских способностей.

Современные дети нередко получают в подарок игрушки, изначально озвученные и наделенные сложными движениями самим производителем. Однако после того, как эффект новизны исчерпан, как правило, игрушка откладывается, ребенок активно с ней не играет. И это не случайно — подобная игрушка не способна выражать переживания своего хозяина, ее нельзя озвучить собственным голосом, пытаться выполнять ею желаемые действия.

Производители модных современных игрушек снабжают потребителя многочисленными принадлежностями, являющимися точными копиями реальных предметов (памперсы, одежда и коляски для пупсов; амуниция, техническое оснащение для монстров). Это изобилие аксессуаров таит в себе подвох: ребенок «застревает» на предметном манипулировании (простые действия с предметами) и испытывает трудности в замещении отсутствующих предметов и функций (например, ножиком может быть карандаш или линейка). Поэтому не стоит забывать, что подобные наборы, хоть и красиво выглядят, хоть и вызывают восторг у ребенка при первом знакомстве, вряд ли принесут ему большую пользу для творческого и личностного развития.

В целом основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Товары: