Вышивка для детей

Вышивка для детей

На протяжении веков искусство вышивания передавалось от матери к дочке, от бабушки к внучке. Юные рукодельницы наблюдали за работой старших и запоминали их секреты, учились правильно подбирать цвета, повторять уже вышитые кем-то узоры и составлять собственные орнаменты. Долгими осенними и зимними вечерами тренировались они, совершенствуя качество стежков и крестиков, располагая на полотне сложные и удивительные картины.

Конечно, в прошлом вышивание в большинстве случаев носило утилитарный характер: при помощи красивых и необычных рисунков девушки украшали свою одежду и различные аксессуары. Сейчас необходимости в такого рода декоре нет, но вышивание остается одним из самых любимых и популярных видов рукоделия. Все дело в том, что занятия с нитками и тканью дают возможность творческого самовыражения, позволяют придумать и воплотить в жизнь самые смелые замыслы. А вещи, сделанные собственными руками, подчеркивают яркую индивидуальность мастерицы, вызывают гордость и удовольствие от проделанной тонкой и виртуозной работы.

Сейчас желающим приобщиться к вышиванию намного проще. Чем их прабабушкам, нет необходимости самостоятельно придумывать узор и подбирать для него нити нужного цвета, в продаже существует огромное количество готовых наборов для вышивания самыми различными способами: крестиком, гладью, бисером, лентами. В таких наборах обычно уже имеется всё необходимое для создания картины из ниток или бисерин. Каждый сможет выбрать симпатичную ему картинку посильного уровня сложности.

Для самых маленьких рукодельниц и вышивальщиков специально придумана масса забавных и несложных картинок в наборах для вышивания.

Благотворное влияние занятий рукоделием на нервную систему давно отмечают и педагоги, и просто родители, в семьях которых «дружат» с ниткой и иголкой. Помимо этого занятия вышиванием активизируют умственное развитие ребенка, так как, делая стежок за стежком, малыш незаметно проводит серьезную тренировку мелкой моторики рук. Создание картины из ниток требует от рукодельницы усидчивости и сосредоточенности, аккуратности и терпения. Ребята, которые научились вышивать в дошкольном возрасте, обычно гораздо более внимательны на уроках и лучше воспринимают информацию, рассказываемую учителем, они реже отвлекаются и не испытывают значительных проблем с домашними заданиями.

Не стоит считать, что вышивание — сугубо девчачья прерогатива, мальчику тоже будет полезно приобрести опыт работы с нитью и иглой.

Когда же лучше начать учить малыша вышивать. Некоторые специалисты утверждают, что уже в 2-3 года можно попробовать повышивать совместными усилиями: усадите кроху к себе на колени, начинайте стежок сами, вводя иголку с изнаночной стороны ткани. А малышу поручите вытягивать на лицевую часть ниточку. Наберитесь терпения, потому что наверняка нитка не один раз убежит из игольного ушка, а терпения ребенка вряд ли хватит больше чем на пару-тройку стежков, однако он получит ценный опыт «взрослого» занятия, будет гордиться, что умеет вышивать, «как мама».

После первичного ознакомления подойдет пора первого самостоятельного творчества. На первых порах в качестве материала для вышивания выберите картонную основу. Если самостоятельно наносить рисунок на картон не хочется или не получается, есть еще один выход: в магазинах для рукоделия продаются специальные наборы для самых маленьких, где малышам предлагается создать орнамент на пластиковой основе простейшими полукрестиками. Большой плюс таких наборов в том, что они комплектуются безопасной пластиковой иглой, а также толстыми нитками, которые проще вдеть, пока неискусным в рукоделии детскими пальчиками. К набору обычно прилагается схема, но не все дошкольники легко могут её прочесть, поэтому помогите и разъясните малышу, как расшифровать условные обозначения. Не стоит настаивать, если ребенок не хочет вышивать по схеме, ведь рукоделие – процесс творческий, и если малышу хочется реализовать свой замысел, не стоит ему препятствовать, даже если Вам кажется, что получившаяся картинка не столь хороша как предлагаемая в схеме.

Для первых опытов выбирайте небольшие по размеру и простые картинки. Малыши 3-4 лет не могут сосредоточиться на одном и том же монотонном занятии надолго. Поэтому старайтесь, чтобы исполнение картинки составляло 30-40 минут, не более. За это время процесс вышивания не успеет утомить юного рукодельника и доставит ему массу положительных эмоций.

Для детского вышивания более всего подойдут нитки мулине в шесть сложений. Нарезать нити нужной длины лучше самой, а малышу поручить вдеть нитки в иглу. Если Вы пока опасаетесь доверять маленькой мастерице настоящую иголку. То обязательно обзаведитесь пластмассовым аналогом.

После того как ребенок научится успешно справляться с исполнением рисунков на пластиковой основе, можно переходить к канве. Здесь тоже важна постепенность. Начните с канвы с крупными отверстиями. Перед тем как взяться за выполнения первого рисунка, отработайте принципы выполнения простейших стежков на отдельном лоскуте. Когда малыш сможет выполнить ряд из ровных крестиков, можно переходить к выполнению картинки. Особое внимание уделите сочетанию разных цветов, которые формируют яркий и цельный рисунок.

Как Вы поняли, начинать вышивать лучше с крестиков, только освоив этот метод вышивания. Можно переходить к наборам для вышивания гладью или лентами, а при желании и должной виртуозности исполнения и к бисерным вышивкам.

Если у малыша что-то не выходит с первого раза, не ругайте и не критикуйте его. Напротив — старайтесь хвалить его за каждый успешный стежок. Занятия рукоделием должны приносить радость и положительные эмоции, а не превращаться повинности, ни в коем случае не заставляйте малыша заниматься вышиванием, как впрочем, и другими видами рукоделия, насильно — это может отбить тягу к творчеству на долгие годы.

Выбирать набор для вышивания лучше вместе с ребенком, ведь если рисунок и его цветовая гамма будет действительно нравиться маленькой мастерице, процесс вышивания пойдет намного быстрее и радостнее.

Даже когда ребенок освоил основные принципы и приемы вышивания, не оставляйте его наедине с иголкой и ножницами, безопасность не менее важна, чем развитие творческих способностей.

Следите за тем, чтобы рабочее место мастерицы было хорошо освещено, все необходимые инструменты и приспособления находились в порядке и всегда под рукой. Для всех этих мелочей было бы неплохо завести специальный ящичек.

Обращайте внимание на позу, в которой ребенок вышивает, следите за тем, чтобы спина вышивальщицы была ровной, а вышивка находилась не очень близко к глазам. Если малыш готов вышивать целый вечер, обязательно делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут, чтобы дать отдых мышцам спины и глазам.

Очень ценно будет, если Вы возьметесь вышивать вместе с ребенком, ведь совместное творчество сближает, доставляет радость и детям, и родителям. Для малышей важно получить совет и небольшую помощь в рукоделии, а еще приятно повторять стежки на канве за мамой.

Если вышивание захватит воображение малыша, то уже к 6-7 годам он сможет создавать удивительные и изящные работы, достойные удивления и восхищения. Но даже если этого не произойдет, он научится ценить красоту вещей, созданных своими руками, поймет, сколько труда, душевных сил и терпения вкладывает мастер в свое произведение.

Кроме этого, вышивание – незаменимый и эффективный способ развития и тренировки мелкой моторики рук, этот кропотливый процесс формирует аккуратность и усидчивость, работа с разноцветными нитками обогащает опыт цветового восприятия. Изготовление вышитых поделок развивает наглядно-образное мышление, тренирует внимание, помогает в формировании сенсорных эталонов цвета, формы, размера, раскрывает творческий потенциал.

Товары: